Традиции, рожденные на Флоте

Аватар пользователя странник ПМП

 

Рождение  традиций  и  обычаев.

Откуда  это  пошло?  Как  это  было?

 

Традиции и обычаи предков крепко живут в памяти народной и, несмотря ни на какие религии, традиции эти неискоренимы…

 

 

 

 Отдание чести кораблями  или  «Свистать всех наверх!»

 

Вызов команд наверх, а иногда посылка людей по марсам и реям как отдание чести кораблям, сопровождаемое общим «Ура!» - морской обычай, пришедший к нам из седой старины и бывший в употреблении за долго до создания русского военного флота.

В манускрипте Роджера Марбекка говорится: «Приветствие производится в следующем порядке. Когда судно возвращается к месту (в порт), где находится адмирал, оно проходит как можно ближе. Вся команда вызывается наверх, люди располагаются вдоль бортов, - дабы сделать все как можно более торжественно».

            Иногда палят корабельные пушки – три раза. Тем же самым отвечают и на берегу.

            В море, при встрече, корабли приспускают флаги, отдавая дань уважения.

                                                  

 Носить серьгу в ухе

            Демонстрировать богатство – древняя слабость. Но в некоторых традициях ношение украшений имеет очень утилитарный смысл.

                Пираты носили серьги на случай быть смытыми в море. Если повезет спастись, серьга должна стать «стартовым капиталом» в новой жизни: на вырученные деньги можно перекантоваться до того, как подвернется другой корабль, или вернуться на Родину. Если же пират не так удачлив и утонет, серьга должна стать платой за погребение для тех, кто найдет его тело.

            Позднее, данная традиция перенеслась и на моряков, пересекших пролив Дрейка и (или) «ревущие сороковые» - как показатель их морской славы.

                У казаков серьги носили единственные сыновья в семье, чьей обязанностью было позаботиться о родителях в их старости. Казаков с серьгой не посылали в эпицентр битв, а ставили с флангов, где больше шансов остаться живыми.

 

 Носить на Флоте брюки-клеш

            Штаны-клеш были изобретены моряками. И были они скроены именно такими по нескольким причинам: такие штаны проще прихватить снизу, чтобы не промокли.

            Из клеша проще высвободиться в воде, если случилось вдруг тонуть.           

                Вместо классической ширинки клеши были снабжены так называемым клапаном, который был изобретен еще во времена парусных судов – чтобы не зацепиться за что-нибудь при лазании по реям.

                Существует еще одна версия происхождения клапана на клешах вместо ширинки – более прозаичная. Ее изобретение приписывают Петру I.

            Однажды Петр I, прогуливаясь по Санкт-Петербургу, увидел довольно-таки неприглядную картину: матрос, спустив свои штаны до колен, «занимался любовью» с женщиной, показывая во всю ширь свое «заднее» достоинство.

                Тогда он и придумал так называемый «клапан».

                Чтобы не путаться в широких штанинах клешей, их снабжали свинцовыми

вставками – при ходьбе это оттягивало штанину вниз и при попытке избавиться от брюк в воде значительно упрощало процедуру.

 

 Тельняшка

                Тельняшка – это флотская нательная фуфайка из вязаной трикотажной ткани, отсюда и название «тельник» (на тело).

                Отличительная особенность тельняшки – чередующиеся горизонтальные бело-синие (или бело-черные) полосы. Первоначально такое цветовое оформление давало возможность видеть действия матросов при их работе на реях, а затем стало просто традицией.

                Первые тельняшки появились на свет еще во времена парусного флота. Поначалу полосы тельника были цветными и потому хорошо заметными на фоне белых парусов.        Часто матросы сами вязали тельняшки крючком. Этот процесс хорошо успокаивал нервы и позволял разнообразить время вне вахты.

                В начале XVIII века практически во всех европейских флотах ввели единую форму одежды. Моряки стали носить казенное белье, узкие короткие брюки с чулками, форменные кафтаны и высокие шляпы. За ношение полосатой тельняшки матросов наказывали.

                Отношение к тельняшке изменилось только в середине XIX века, когда в моду вошел голландский морской костюм. Он состоял из короткого бушлата, синей фланелевой куртки с глубоким вырезом на груди, тельняшки и расклепанных черных брюк.

                В Российском Флоте тельняшка была введена Великим Князем Константином Николаевичем Романовым в 1874 году.

                В настоящее время полосатые нательные рубахи различных видов носят военные и гражданские моряки разных стран мира.

 

 Гюйс

Существует несколько историй  и легенд о том, как у моряков появились гюйсы (воротники), украшающие рубахи флотского костюма, а за тем и три полоски на них.

В далеком прошлом, еще на греческих судах, носили воротники. Ими гребцы защищали свои спины от палящих лучей солнца.

Много веков спустя, похожий воротник появился в иностранных флотах.

Дело в том, что матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут.

После отмены париков квадратный кожаный лоскут превратился в матерчатый воротник, который использовался для утепления – в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

В России гюйсы были введены в Русском Флоте при Петре I.

            Со временем на воротнике появились три белые полоски.

Как же появились эти белые полоски и почему именно три?

Бытовала история о том, что белые полоски на современных гюйсах введены как напоминание о трех победах нашего Русского Флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770 году и Синопа в 1853 году.

            Да, эти победы, действительно, имели место, но к полоскам они относятся как метод патриотического воспитания.

Три полоски на гюйсе появились именно при Петре I. И произошло это после того, когда появились три эскадры. Именно в честь этих эскадр и появились полоски. Причем, у первой эскадры – по одной полоске, у второй – по две, а у третьей – по три. Таким образом, три полоски стали означать особую приближенность к Петру I.

В 1862 году их объединили, и с тех пор это стало традицией Российского Морского Флота.

 

 Бескозырка

Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря. Отправляясь в плавание на парусных суденышках, они обычно получали от матерей, жен и близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Этот своеобразный талисман, по поверьям, должен был ограждать их от всяких бедствий в море.

В России прототипом бескозырки была фуражная шапка – форменный головной убор без козырька у фуражников в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, темно-зеленым цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями в форме усеченного конуса, которая была введена на флоте в начале XVIII века. Шляпа была проста и удобна, и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях.

Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине XIX века шляпы были отменены.

В самом конце XVIII века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале XIX века введен еще один, не менее неудобный, головной убор – кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.

            В ноябре 1811 года в Российской армии - в частях армии и флота - стали вводить бескозырку – как повседневный, будничный головной убор.

С середины XIX века на бескозырках стали делать белые выпушки – узкие белые канты – деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.

Ленточку на бескозырках начали использовать в 1857 году, но только в 1872 году в Российском Флоте официально ввели черную бескозырку с лентой, на которой обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа.     

Лента служила не только для нанесения надписи, но и для того, чтобы в ветреную погоду при работе на рангоуте и верхней палубе, обмотав концы лент вокруг шеи, предотвратить сдувание бескозырки. Недаром тогда лента была длиннее и имела общую длину до 160 сантиметров.

Впоследствии наряду с черной лентой была введена Георгиевская лента (по имени ордена), имевшая точно такой же вид, как наша гвардейская.

Примечательно, что бескозырка входит в форму одежды моряков многих государств. При этом на флоте каждой страны есть особая манера носить головной убор.

У американцев, например, на голове – белая панама.

            Бескозырка – представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

 

                                                               Штурвал

            Этот раздел про штурвал, а так же про якоря – не относятся к обычаям и традициям, и все же я счел необходимым дополнить, так сказать, «морскую» тему и этими разделами, чтобы картина создания флота была наиболее полной. Итак…

            Штурвал… Первый штурвал появился в 1595 году на голландском флейте, построенном в Хорооне. Судно этого типа – «пузатое» по форме и с сильно вогнутыми обводами верхней части бортов. Верхняя палуба поднялась к корме, образуя плоскость, носовая часть оканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. На полукруглой корме высилась надстройка. Длина судна составляла 6 ширин судна, осадка небольшая. Это было трехмачтовое судно с четырехугольными парусами.

            Вместо обычного румпеля (бруса) через систему тросов и блоков, а также колеса со спицами (которое впоследствии назвали штурвалом) осуществлялось управление судном.             Спицы расходились от центра, колесо делилось на секторы, напоминающие румбовую систему.

 

                                                                  Якоря

Первый якорь был создан 4 000 лет тому назад, и был это простой камень.

За весь период существования мореплавания якоря видоизменялись по форме и материалу изготовления. Человечество придумало 97 разновидностей якорей.

Сначала якоря крепились простым канатом. Но в III-II веках до нашей эры, при завоевании Македонии, на флоте столкнулись с тем, что греческие пловцы заплывали к кораблям завоевателей, стоящих на якорях, и обрезали канаты. После чего корабли сносило с мест. Тогда Александр Македонский дал распоряжение изготовить цепи и прикрепить к ним якоря.

Разумеется, что цепи тоже изменились по форме и материалу, но остались на судах до сих пор.

 

                                                                 Бичхолл

Не смог удержаться вставить и это слово. Потому, что оно имеет свою прелесть в создавшемся, если так можно выразиться, курьезе. Вообще, данное слово обозначает на простом морском языке – «Гостиница для моряков», или точнее: пароходские межрейсовые гостиницы, где моряки, не имеющие собственного жилья в данном порту (т.е. на данный момент - фактически «бездомные»), между рейсами ожидают свое судно.

В русский язык это слово пришло из английского. Оно состоит из двух слов: «Beach» (пляж, взморье, «вытащенные» на берег) и «hall» (прихожая, усадьба, зал). Отсюда и вышло название: «Гостиница для моряков, ожидающих свое судно» («Beach hall»). А, соответственно, слово  «Beach» - по хорошему - стало обозначать: «моряк, ожидающий свое судно».

И все бы ничего, но данное слово закрепилось в народе. О происхождении слова

кто-то вообще не знал, а кто-то и подзабыл. И вскоре так стали называть всех, кто

не имеет жилья и работы. Бич – и все!

Так это слово вошло в традицию. 

Сейчас таких людей называют уже другим словом – БОМЖ («Без Определенного Места Жительства»).

А все так хорошо начиналось…

 

 Разбивать бутыль о борт при спуске судна на воду

Древние греки украшали носы кораблей изображением морских дев – сирен. Они были хранительницами судов, и чтобы их задобрить, необходимо было при каждом отплытии в море обильно поливать их винами.

 

 «Бутылочная почта»

          Доподлинно неизвестно, кто является автором первого письма. До наших дней дошли два самых древних послания. Они – из времен Ассирии и Вавилона, а хранятся в Лувре, в Париже.

          Письма эти глиняные, «конверты» - тоже. Ассирийцы письмо на глиняной табличке после обжига покрывали новым слоем глины, - и вновь в огонь.

          Чтобы прочитать сообщение, «конверт» разбивали.

          Понятия «почта» тогда еще не существовало. Возникло оно гораздо позже.

          Римляне обычно говорили: «Statio posita is» (станция расположена в …). Из этих слов и появилось слово «почта» (posta). Государственная почта Китая существовала уже в 1027 – 249 годах до нашей эры. А почта инков и ацтеков использовала пеших гонцов (лошадей у них до появления европейцев не было!). Истории известна почта мясников – когда сообщения передавались через купцов, почта странствующих монахов и т.д.

          Первое упоминание о нашей русской почте сохранилось в летописях Х века. Еще до татаро – монгольского ига в России существовали дороги и почтовые станции. А тюркское слово «ям» осталось после нашествия. Ямами стали называться почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. А ямщики – люди, управляющие почтовыми тройками. Когда речь идет о тех давних временах, невозможно не вспомнить и станционных смотрителей. Они обязаны были вовремя дать сменную лошадь гонцу с важным донесением.

          О «бутылочной почте» - брошенной в море бутылкой – существует несколько версий.

          Одна из них гласит, что отправку писем по воде в бутылках изобрел некий грек, живший за 300 лет до нашей эры. Он хотел доказать людям свое предположение, что вода Средиземного моря поступает из Атлантического океана. Он бросил за Гибралтаром (Геркулесовыми столбами) в океан несколько пустых запечатанных сосудов с записками. Один из них через три месяца нашли на берегу острова Сицилия.

          Дошедший до нас из глубины веков этот способ почтового отправления, надежно служит людям и поныне. Помимо ученых – океанологов, метеорологов и ихтиологов, изучающих морские течения, им пользуются иногда и как средством передачи сообщений.

          Обычай бросать в море бутылку с вложенной в нее запиской, рассказывающей о гибели судна или о судьбе потерпевших кораблекрушение, возник очень давно. К «почте Нептуна» прибегали в тех случаях, когда не оставалось никаких других способов сообщить о разыгравшейся трагедии.

            Существует и другая версия. Хотя «бутылочная почта» людям была известна с глубокой древности, лишь в XVIII веке ученым пришла мысль воспользоваться ею для изучения течений. Первым в этих целях применил «бутылочную почту» в 1763 году французский метеоролог Лагеньер, который на острове Святого Доминика вел наблюдения за погодой в районе Антильских островов. Возвращаясь во Францию, он пустил в океан 14 бутылок с записками. Одну из них через несколько месяцев обнаружили на берегу Бретани, во Франции.

          В России «бутылочная почта» была успешно применена в 1907 – 1912 годах по совету начальника специальной гидрографической экспедиции генерала М. Жданко. За 6 лет плавания в северной части Тихого океана, в Японском и Охотском морях было брошено 10 000 бутылок. И хотя найденных оказалось всего 219 бутылок, - это позволило составить понятие о морских течениях на Дальнем Востоке.

          Для отправки «бутылочной почты» обычно в прочную толстостенную бутылку насыпали немного песку с таким расчетом, чтобы сосуд погрузился в воду по горлышко. Это делается для уменьшения влияния на бутылку ветра. А иногда две закупоренные бутылки связывают между собой короткой прочной проволокой, причем нижнюю бутылку загружают песком настолько, чтобы из воды выступало только горлышко верхней бутылки. Пара таких бутылок практически не подвержена воздействию ветра и движется в воде только по воле морских течений.

          Время от времени радио, телеграф и пресса оповещают человечество о сенсационных находках писем, завещаний, свидетельств и сообщений, обнаруженных в бутылках, которые находят на берегу или в море.

          И только Господь знает, сколько таких посланий было навсегда поглощено морем…

 

 Погребение в море

Погребение в море имело место с первых же дней мореплавания и сопровождалось в старину церемониями умиротворения богов. Например, у римлян в рот опускаемого в море клались монеты для уплаты Харону при перевозе им погребенного через реку Стикс.       Согласно старому обычаю, при зашивании тела умершего тела, последний стежок пропускали через нос покойного. Объяснений по этому поводу нет, но, скорее всего, этот обычай явился следствием давнего суеверия.

 Пересечение экватора

Переход линии экватора – своеобразная комедия-фарс, соблюдаемая в силу морского обычая как на военных, так и на коммерческих судах всех наций.

Церемония перехода экватора настолько стара, что первоначальное возникновение ее теряется в глубокой древности. Исторически доказано, что эта церемония была в обычае задолго до того, как суда впервые пересекли Гибралтар. По своей идее это было испытание новичков в предстоящей тяжелой, полной лишений службе на море. История указывает, что еще викинги, пересекая некоторые параллели, соблюдали этот обычай. Возможно, что они и были его создателями. На заре мореплавания эта церемония совершалась с благоговением и полным уважением к мифологическому богу Нептуну – владыке морей и морских стихий, в которого искренне верили моряки.

В наше время Его Величество Нептун – главное лицо церемонии – обычая.           Те, кто уже пересекал экватор, считаются «бывалыми». Они сохраняли выданную им «Грамоту» (или удостоверение) - как доказательство своего морского опыта. В переводе такое удостоверение было таким: «Всем русалкам, змеям морским, китам, акулам,

дельфинам, скатам, угрям, пиявкам, крабам и ракам, а также и всем многим другим нашим верноподданным… (имя)… найден нами достойным быть сопричастным к нашим верноподданным как пересекший экватор и подвергшийся крещению морской соленой водой и посвящаемый в орден океанских глубин. … (Долгота)… час-утра, месяц, число и год. Национальность и название судна».

Нептун занимает специально приготовленный для него и его супруги трон и приступает к крещению морской водой, начиная с молодых офицеров.

Обычный состав труппы: Нептун, его супруга Амфитрида, их сын, штурман, вахтенный помощник капитана, судьи, адвокаты, брадобрей, доктор и другие.

 

 Прозвища морских должностей и специальностей

 

Капитан                                                                       Мастер – от англ. Master

Ст. помощник капитана                                          Чиф – от англ. Chief  Mate

Первый помощник капитана                                 Помпа, Помполит, Комиссар

По политической части

Старший механик                                                       Дед, Стармех

Второй помощник капитана                                    Ревизор

(Грузовой помощник)

Третий помощник капитана                                    Трюльник

(третий механик)

Четвертый помощник капитана                               Чирик

(четвертый механик)

Электромеханик                                                            Сэм, Электрон

Электрик                                                                           Фаза

Боцман                                                                              Дракон (от «Злой, как дракон!»)

Докерман                                                                         Док, Тралмастер

Радист                                                                                Марконя 

Судовой врач                                                                   Док, Айболит, Бацилла

Артельщик                                                                        Барыга

Токарь, плотник                                                               Точило

Моторист по двигателям                                               Мотыль, Маслопуп

Судовой повар                                                                  Кок, Шеф

Помощник повара                                                            Поварешка

Буфетчица                                                                           Буффало

Дневальная                                                                         Капитанская дочка

(уборщица у капитана)

Мотористы                                                                             Духи, Черти

Матросы                                                                                 Рогатые, Рогали

___________________________________________________________________________

 

            P.S. Пожалуй, все прозвища, более – менее понятны. Разве что – прозвища матросов и мотористов. Откуда «взяли свое начало»?

            Впрочем, с мотористами также, более – менее понятно… Свое прозвище они «принесли» с угольных пароходов. Тогда они еще назывались кочегарами. И выходя из «своего машинного (котельного) отделения, покрытые все угольной пылью, где только глаза блестели, - невольно напоминали собой «чертей» или «духов», вылезших из подземелья… Отсюда и их прозвища…

            Наиболее интересная история связана с матросами… Ох уж эти истории про русских моряков в Англии… И, тем не менее… Однажды они пришли в один из английских портов. То ли после «бурно проведенной ночи», то ли еще по каким причинам, захотелось им «молочка испить». Зашли они в кабачок и спросили.

            И что? Откуда там могут знать, что понадобилось этим русским морякам? Кто поймет этот «страшно непонятный»  русский язык? Как только могли моряки пытались объяснить.         В конце концов, кто-то из матросов догадался изобразить корову, показывая рога, и помычать.

            На их беду, кто-то из экипажа подсмотрел эту сцену. И при появлении матросов

на корабле, их встретили смехом и прозвищем: «Во-о, рогатые идут!»

            Так это прозвище и закрепилось за матросами…

 

 Всё пропьём!  Но Флот не опозорим!

            Трудно сказать, с чего все началось. Но истоки, скорее всего, исходят именно из России, еще с парусного флота. Русским кораблям, в отличие от иностранных, нередко приходилось более длительное время находиться за пределами своей Родины. И корабль был маленьким кусочком земли русской. Да и сами корабли заметно отличались по оснастке с иностранными. Наш флот был более молодой. И шли на флот в основном парни отчаянные! Никто и никогда не мог сказать наверняка: «Ждите нас! И мы вернемся!»

            И потому экипаж невольно становился одной дружной семьей. Даже «молодые салаги» чувствовали поддержку.

            Необходимо добавить, что проживание на корабле, а также питание и все остальное содержание – бесплатно. А потому пропивать в порту можно было смело «все до копейки»!

            Учитывая, что в длительном рейсе морякам пить строго воспрещалось (за исключением необходимой чарки за столом – для поднятия духа и «здоровья для»), моряки вынуждены были пить только на берегу – во время стоянок, наверстывая упущенное время. И нередко это происходило именно в иностранных европейских портах, в частности в Англии, о чем сложено немало баек и анекдотов всех времен.

            А так как, на флоте парни были отчаянные, то и заканчивались нередко эти «прибрежные попойки» в иностранных портах дракой с моряками иноземных государств.    А нашему парню, уж «если шлея под хвост попала», то под руку лучше не попадайся!

            Вот где-то здесь и зародилось: «Всё пропьём! Но Русский Флот – не опозорим!»

            И даже уходя на «вечный берег» невольно: «…И кто-то вспомнит с тоской, как провожал капитан, и что корабль наш родной ушел без НАС в океан…»

 

                                                     «Уж так на Флоте повелось,

                                                    Когда с друзьями все мы в сборе,

                                                    То, как обычно, лучший тост

                                                    У нас такой: «За тех, кто в море!»

 

            Впрочем, как говорят: «Морякам хорошо, они всегда найдут повод выпить: выбросят кого-нибудь за борт, потом пьют за тех, кто в море…»

 

 Капитан последним покидает судно

            Старинный морской закон гласит: капитан покидает судно последним. Как должностное лицо, отвечающее за все, что происходит на корабле, в случае аварийной ситуации капитан должен приложить все усилия для того, чтобы с ней справиться, и только ему дано право принять решение: бороться дальше за спасение корабля или покинуть его. В последнем случае он обязан лично убедиться, что на корабле не осталось никого из членов экипажа, поэтому он всегда покидает корабль последним. Бывали случаи, когда капитан оставался на тонущем корабле и погибал вместе с ним, проявляя высшую степень самопожертвования.

 

 Пиратский флаг – Весёлый Роджер

            Пиратский флаг – веселый Роджер.

            Само слово «пират» (по латыни «pirata») произошло от греческого слова

 «πειρατής», однокоренного со словом «πειράω»  - «пробовать», «испытывать». Таким образом, смысл слова будет: «пытающий счастья». В обиход слово вошло примерно в IV – III веках до нашей эры, а до того применялось понятие «лэйстэс» - известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабеж, убийство, добыча.

            «Весёлый Роджер» - это прозвище пиратов, пришедшее из английского языка. 

            «Красный Джек» по-французски звучит как «Jolie Rouge» - дословно «Красный Знак». Будучи переведенным обратно на английский язык, он превратился в «Jolly Roger» - «Веселый Роджер».

            Необходимо отметить, что на английском жаргоне того времени «roger» - означало: мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».

            Многие считают, что «Веселый Роджер» - это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. На самом же деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и по изображениям. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком.

            Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века. Его флаг включал в себя также изображение песочных часов, что означало «ваше время утекает».             Стив Боннет также использовал модификацию этого флага. В его варианте кость была одна, а по бокам черепа сердце и кинжал.

            Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы иногда опускались руки. Это был своеобразный «брэнд», личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как их стараются показать. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства, и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле является пиратским. Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов, и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.

 

 

            Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время чумы, холеры или иной смертельной болезни, а также при угрозе бунта, на кораблях поднимали специальный флаг – две диагональные полосы на черном фоне.

            Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его, чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей.

            Со временем белые полосы трансформировались в скрещенные кости.

            Существует и еще несколько, менее интересных, версий происхождения пиратских флагов.

            Наверное, также необходимо добавить, что изображение черепа с двумя скрещенными между собой костями под ним – имеет выражение «Адамова голова», и означает символ смерти.

            Данное изображение получило довольно широкое распространение в разных направлениях человеческой деятельности: в медицине (лекарственные препараты, содержащие ядовитые вещества), в военном деле (для устрашения противника и подобных целей) и других. Данный символ был и отличительной особенностью нацистского подразделения СС «Мертвая голова».

            Сама фраза «Адамова голова» возникла из Библии, из Ветхого Завета, Книга Бытия.      Вкусив плоды с Древа Познания, Адам и Ева были изгнаны из Рая и лишены своего бессмертия. Две перекрещенные под черепом кости – это не что иное, как перекрещенные руки Адама. А не нарушил бы Адам заповедь, то жил бы вечно, и не стал бы его череп символом смерти…

 

 Женщина на корабле – быть беде

            Историки считают, что это суеверие родилось в средние века, когда в Европе женщина была объявлена церковью вместилищем зла.

            Однако между женщиной и морской стихией все же, видимо, существует некая мистическая связь.

            Наверное, начать здесь следует еще с отважных амазонок, которые осуществляли свои походы по Черному морю и покоряли прибрежные народы.

            Или со времен греко-персидских войн, когда, согласно Геродоту, в преддверии знаменитого морского сражения при Соломине на палубе флагманской греческой триеры внезапно возникла фигура женщины в ниспадающем белом одеянии, призвавшая оробевших при виде многочисленного неприятеля греков быть храбрыми и отважными.      Интересен тот факт, что великий историк не персонифицирует женское видение как одну из богинь тогдашнего олимпийского пантеона. Впрочем, Саламинское сражение явило миру и еще одну вполне конкретную женщину, которую без всяких натяжек можно было бы назвать первой дамой-флотоводцем. Это была сражавшаяся на стороне персов царица Артемисия. Во главе своей флотилии она столь отважно билась с противником, в то время когда остальные корабли персидского флота были разбиты, что потрясенный Ксеркс, наблюдавший за ходом боя с прибрежного холма, воскликнул: «Сегодня мужчины были женщинами, а женщины - мужчинами!»

            Впрочем, высокое реноме флотовоительниц было изрядно подмочено египетской царицей Клеопатрой. Во время сражения с римским флотом Октавиана при мысе Акциум она внезапно бежала с частью боевых кораблей, бросив оставшуюся часть своего флота на полное истребление. Ранние христианские предания донесли до нас историю о жившей в V веке святой Урсуле, пустившейся в плавание во главе одиннадцати тысяч девушек-паломниц. Увы, этой девичьей флотилии не повезло. В дельте Рейна они были перебиты и пленены гуннами.

            В начале XVIII века скандальную известность получили две пиратки - подруги Мэри Рид и Анна Бонни, наводившие ужас на торговый флот в Карибском бассейне. Они первыми бросались на абордаж, увлекая за собой остальных пиратов, сами выбирали себе любовников и дрались за них на дуэлях. Буйные морячки кончили свой путь в тюрьме. А предводительница целой флотилии китайских пиратов госпожа Цин, терроризировавшая в начале прошлого столетия воды Желтого моря и дважды наголову разгромившая флот китайского императора?! Госпожу Цин так и не удалось никому победить. Состарившись, она согласилась принять амнистию от того же императора и закончила жизнь в почете и славе.

            Существует уникальный пример из биографии женщины-моряка.

            В 1941 году, когда Балтийский флот осуществлял свой печально знаменитый прорыв из Таллина по сплошным минным полям и под бомбами сотен фашистских самолетов, из десятков транспортов до Кронштадта невредимым дошло лишь одно судно под командой капитана Александры Щетининой, единственной в мире на тот момент женщины-капитана.      Не перестают удивлять представительницы слабого пола и сегодня. Так, в Швеции на протяжении нескольких лет женщина успешно командовала подводной лодкой и, по свидетельству очевидцев, в критические моменты проявляла куда больше выдержки, чем ее «мужественные» коллеги.

            И все же, почему женщина на корабле считается недоброй приметой для моряков?        Истоки этого суеверия следует искать в эпохе Великих географических открытий, когда моряки вынуждены были многие месяцы, если не годы, на своих кораблях «поститься». Появление на борту женщин вносило смуту в их среду, влекло за собой ссоры, драки, взаимное истребление. «Женские юбки на борту приносят раздоры и убийства!» - говорили капитаны и пытались воспрепятствовать слабому полу попасть на корабль.

            Увы, твердо следовать данному принципу капитанам удавалось далеко не всегда.          Так, на кораблях британского военного флота по приходе в порт на борту оказывалось иногда до пятисот особ слабого пола, спешивших побыстрей очистить карманы прибывших моряков.

            В истории осталось имя некой Ханны Снэлл, которая, переодевшись мужчиной, ухитрилась неузнанной прослужить без малого десять лет в британском флоте. А когда в 1782 году на Спидхэдском рейде вследствие взрыва затонул английский линкор «Роял Джордж», то из тысячи погибших на нем триста были женщины!

            На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: «Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море».

            О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.

            О видении невесты знаменитого пирата и адмирала Френсиса Дрейка рассказывает старое британское предание.

            Не получая несколько лет известий от ушедшего в кругосветное плавание Дрейка, его невеста по воле родителей согласилась выйти за другого. Но в тот момент, когда девушку уже было повели к венцу, к ее ногам внезапно упало ядро, запущенное Дрейком из пушки с другого конца света. Девушка поняла, что ее жених жив, и отказалась венчаться с другим.

            До сих пор не нашел объяснения случай, произошедший 22 июня 1893 года в лондонском доме английского вице-адмирала Трайона. В тот день адмирал находился в Средиземном море, а его супруга отмечала день своих именин. По этому случаю были гости.

            В самый разгар торжества, в комнату, молча, вошла фигура адмирала и, быстрым шагом пройдя мимо изумленных гостей, скрылась в кабинете.

            Все были поражены.          

            Первой поняла, что к чему, сама адмиральша. «Это знак свыше! - сказала она. - С Джорджем случилось нечто страшное!»

            А спустя несколько дней в Лондон пришло известие, что 22 июня вице-адмирал Трайон погиб на своем флагманском броненосце «Виктория», опрокинувшемся в результате случайного столкновения со своим же кораблем.

            Факт появления в этот момент адмирала в своем доме был документально засвидетельствован множеством гостей-свидетелей.

            В давние времена моряки давали судам имена женщин.

            Считалось, что корабль перенимает от женщины любовь к моряку, никогда его не подведет и обязательно возвратит в руки своей тезки, оставшейся на берегу. А в наши времена при спуске корабля на воду команда корабля избирает крестную мать, которая и разбивает традиционную бутылку шампанского о борт, благословляя тем самым корабль на долгую и счастливую жизнь.

            Даже всесокрушающим тайфунам исстари даются тоже только женские имена.

 

ОТДАНИЕ  ЧЕСТИ

            Традиция современного военного приветствия берет свое начало на острове Великобритания.

            При этом существуют две основные версии данного происхождения традиции.

            Согласно первой и основной, мы обязаны этим сэру Фрэнсису Дрейку (1540 – 28 января 1596 г.)  - английскому мореплавателю, корсару, вице-адмиралу.

            Немного отвлекшись, скажу, что Фрэнсис Дрейк – первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.), активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588 г.), - благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью противника.

            Дрейк, без всякого сомнения, был самым титулованным морским разбойником.

            Его именем был назван пролив между Антарктидой и Огненной Землей, пересечь который, вместе с «ревущими «сороковыми» (знаменитые морские широты южного полушария, известные постоянными, почти непрекращающимися штормами), считалось огромной честью для любого моряка в мире.

            Имя Фрэнсиса Дрейка навсегда вписано в список Величайших адмиралов мира!             Похоронен в океане в цинковом гробу.

            Так вот… Несмотря на широкую известность и практически всемирную славу, Фрэнсис Дрейк долгое время официально не поддерживался королевским домом Англии. Нельзя было «в открытую» поддерживать корсаров. И это, опять же, несмотря на то, что Дрейк крушил и грабил корабли Непобедимой Армады! Его боялись! Одно его имя приводило в ужас! И это, само собой, разумеется, приносило славу Англии.

            В конце концов, королева Англии Елизавета вынуждена была признать его заслуги «официально». И для этого вызвала его в Англию, во Дворец.

            Фрэнсис Дрейк, подчиняясь приказу, прибыл.

            Он и придворные ожидали выхода королевы.

            Когда открылись двери, и в зал вошла королева Англии, Дрейк прикрыл глаза тыльной стороной ладони, показывая этим самым, что он ослеплен блеском, красотой и величием королевы!

            Королева не осталась равнодушной к данному жесту. И это заметили все. И, вскоре, этот жест – поднесение руки ладонью сначала к голове, а затем к головному убору – стал традицией.

            Согласно другой версии… Во многих армиях мира младшие чины приветствовали старших, снимая шляпу (даже появилось выражение: «Шляпу сними!» Правда, в современное время данная фраза носит скорее шуточное значение: «Шляп - сними!»). Так было и в британской армии. Однако к XVIII – XIX векам головные уборы солдат стали столь громоздкими, что приветствие свелось к простому касанию козырька.

            В 1745 году известное нам приветствие оформилось в полку Колдстрим – элитном гвардейском подразделении личной охраны английской королевы. В полковом Уставе гвардейцев записали: «Личному составу приказано не поднимать шляпы, когда они проходят мимо офицера или обращаются к нему, но лишь прижимать руки к шляпе и кланяться».

            В 1762 году Устав уже шотландских гвардейцев уточняет: «Так как ничто так не обезображивает головной убор и не загрязняет шнуровки, как снятие шляпы, личному составу на будущее приказано только коротким жестом поднимать к шляпе ладонь при проходе мимо офицера».

            Подобное новшество вызвало определенное сопротивление, но все-таки прижилось.    

            А вскоре военное приветствие в Великобритании претерпело новые изменения: поднесенная к головному убору (точнее, к правой брови) рука должна быть обращена ладонью вовне. Некоторые приписывают это новшество только к середине XIX века.

            При этом большое значение придается тому, что при военном приветствии голову не наклоняют и не опускают глаза, что означает, что военнослужащие разных рангов – свободные люди, служащие одному государству.

            Эта традиция в Великобритании существует и по сей день.

            В США руку выносят чуть вперед, как бы закрывая глаза от солнца, а ладонь смотрит в землю. На американский жест повлияли традиции британского ВМФ: еще во времена парусных кораблей моряки использовали смолу и деготь для заделки щелей в деревянных частях корабля, чтобы они не пропускали морскую воду. Руки, при работе, защищали белыми перчатками. Но показывать грязную ладонь было непристойно, поэтому на флоте рука приветствия развернулась на 90 градусов.

            Так же салютуют военные во Франции.

            В царской России военные салютовали двумя пальцами (это традиция до сих пор осталась в Польше), а в советской и современной российской армии честь отдают уже всей ладонью, обращенной вниз, причем, средний палец смотрит в висок.