Морские будни и пройденные мили

Аватар пользователя Ку.Раш.75

 

Часть 7

После непродолжительной стоянки, предстоял рейс на полгода. 
Но мне прислали замену - подошёл очередной отпуск. Стармех не хотел отпускать, но кадры настояли на своём, пообещав потом обязательно вернуть меня на "Айон". Так и случилось, но только через полгода. 
Слетал в отпуск, а по прилёту меня вместе с Андрюхой Спиридоновым отправили на стройку. 
С Андреем в НМШ мы учились в одной группе, он сам из Якутска, но Приморскую зиму с её ветрами он совершенно не переносил. Постоянно причитал, что дома он и при 40 градусном морозе уши у шапки не опускал, на свидание с девушкой приходил в туфлях, а здесь и при 17-ти замерзал напрочь. 
Очень сильно мы сдружились с ним за эти месяцы. Вот так  и дождались, работая на стройке, я свой  "Айон", а он своё судно. 
21 января 1980 года  он проводил меня, а затем и сам ушёл в рейс.... 
Ну, а мы в итоге пробыли за границей 8 с половиной месяцев. Добрались и до Тасмании. Прошли через ревущие сороковые (океанические пространства между 40° и 50° широты в Южном полушарии, где дуют сильные и устойчивые западные ветры, вызывающие частые штормы). 

Так и есть, уж очень неспокойное море там, мягко говоря.

За долгие месяцы работы, за границей в том рейсе, много чего произошло. Попробую коротко упомянуть о  некоторых моментах. 
Как-то в одном из городов Австралии из увольнения пришла очередная группа, ну и рассказали они, как зашли в небольшое кафе, поесть мороженого. Следом вошла семья с маленькими детьми, оживлённо о чём-то разговаривающая, конечно же на своём родном языке. Наша буфетчица тут же удивилась - смотрите, такие маленькие дети, а уже по английски разговаривают. Смеялась потом не только группа, но и вся команда.
Ну и как тут  ещё не вспомнить о проигранном советскими хоккеистами финальном матче на Олимпийских играх в Лэйк-Плесиде. 

Легендарная и непобедимая, гордость Советского Союза, суперкоманда уступила Американским студентам.

Такой тяжёлый удар по престижу нашей страны мы не часто испытывали в те далёкие времена. Не зря ведь данную победу американская нация назвала одним из самых значимых событий в 20 веке, и не только в спорте. Эта новость конечно очень расстроила нас, фанатов.
А в мае нас собрали на внеочередное техзанятие. Пришёл "циркуляр" из пароходства для всех судов - во время стоянки во Вьетнаме на т.к. "Алексеевск" (боюсь ошибиться, память подводит, но вроде точно) погиб вахтеный моторист. На ночной вахте он мыл топливные фильтры главного двигателя. После этого только наживил гайки крышек, но не обжал их и открыл вентиль подачи топлива из расходной цистерны. Оно попало на крышки цилиндров работающего дизель генератора, испарения засосало в двигатель, от избыточной горючей смеси подорвало предохранительные клапаны с выбросом пламени. Начался пожар. Вахтеный пытался сам справиться с огнём, а надо было сначала объявить тревогу. Двигатель заглох,  а может он всё же успел его заглушить... На судне погас свет. Когда прибежали сверху, было уже поздно. От сильнейших ожогов вахтенный погиб. На мой вопрос о фамилии погибшего механик ответил, что в телеграмме не указано.  
А по приходу в Находку, уже в октябре, я узнал - это был Андрюха...

Андрюха Спиридонов, мой корефан, с которым морозили сопли на стройке почти три месяца. И который проводил меня в море буквально с пирса нефтебазы. Очень спокойный и уравновешеный был парень. И очень добродушный. И наверное правильно, что кадры не указывали фамилию в таких сообщениях. А как я пережил его гибель на берегу !  Но это всё было уже потом, через пять месяцев. А пока я ничего не знал о гибели Андрея. 

Мы продолжали исправно возить то жир из Австралии, то пальмовое масло из Малайзии. Правда не совсем исправно работали механизмы на судне.  Например какое-то время горели пусковые клапаны на главном двигателе, или стали топливные форсунки барахлить, и ходили все с распылителями в руках притирая их. 
Но это конечно мелочи. А вот когда на цилиндровых втулках стали появляться трещины на посадочном бурте, тогда и пришлось авралить. У такой втулки при весе 800 кг. размеры тоже солидные. Заменили на зиповскую. Вскоре  лопнула другая, а больше менять не на что. Стояли в Малазийском Пасир Гуданге, в прямой видимости Сингапура. И нам дали дополнительный заход в Сингапур за новой. Опять аврал для машинной команды. Что придумали наши механики? Дабы не разрушить окончательно лопнувшую втулку и не развалить главный двигатель, просто сняли поршень, заглушили проблемный цилиндр крышкой и почапали малым ходом. Встали на рейде Сингапура. Дожидаясь новой зап.части вышли в город и встретили там моряков из Новороссийска, разговорились, они то нам и сказали, что в Москве несколько дней назад умер В.Высоцкий. Прямо во время Олимпиады. Не могли поверить, но вот так бывает, что находясь на другом конце земли, неожидано узнаёшь об уходе легендарного человека.  
Сложный ремонт всё же мы завершили успешно. Но были  у нас ещё и разные технические моменты с их неординарным решением. 
А было и такое, что грузились на севере Австралии среди плавающих вокруг крокодилов. Очень экзотическая картина. 
Сразу после "крокодилов" нам предстояло пересечь Индийский  океан и оказаться в не менее экзотических местах Ближнего Востока. 
По  "дороге"  останавливались для замены форсунок.  А потом кто пожелал искупались прямо за бортом посреди Океана. Классные ощущения! 
Прошли Персидский залив, затем поднялись вверх по реке, для выгрузки к портам Ирана и Ирака.  Страны находились в предвоенной ситуации, опасений особо пока не было, но пушки под пальмами стояли. Иранский Хорремшехр. Затем чуть выше Иракский порт Басра. Вот знал, что это один из самых жарких городов мира, но такого не ожидал. Воздух совершенно сухой, солнце раскалено до бела. Шагнув на палубу я ощутил, что кожа на мне с шуршанием съежилась, словно у курочки в духовке на противне. Других сравнений нет. Всё вокруг раскалено, пароход то из металла, пришлось быстренько прятаться, в прохладные плюс 30. Зато в котельной спрятаться нам было негде. Идёт выгрузка, оба котла в работе, температура 55 - 60 градусов, на голове мокрая тряпка, сохнет моментально, воды выпивается немерено, меньше 50 градусов - уже облегчение. Стараешься стоять под мощным напором воздуха от вентилятора. Четыре часа и ты в "раю", под  душем, а в каюте минимум 28,  обычно 30. Общесудовой кондиционер еле тянул. Вздохнули с облегченим когда выгрузились. А по выходу из реки в море, стало вообще хорошо. Такого экстрима слава богу больше не было.

Тропики. Стряпня прямо на корме танкера

Было ещё много интересного, но всего не расскажешь. Могу только сказать, что экипаж отработал здорово, а я получил дополнительный опыт такого нелёгкого труда моряков. За это время мы многократно пересекали экватор, перемещались из лета в зиму и наоборот, стремительно менялись часовые пояса. На судне проводились спартакиады, играли в футбол на берегу, кто то нарезал круги бегая вокруг надстройки, я учился медитировать, изучая аутотреннинг, новинка того времени. Начал заниматься математикой, решив готовиться к поступлению в ВУЗ. Но всё ближе и ближе окончание рейса. Последний месяц разговоров всё больше о доме. Теперь все с огромным нетерпением ждали долгожданного возвращения на Родину. 
Начало октября. Мы пришли в Находку. Тёплая встреча членов экипажа с родственниками. Домашние вкусняшки на столах.
Меня тоже угощали, мне тоже наливали...