Ехали мы, ехали и, наконец, приехали...

 В октябре 1978 года наш доблестный экипаж на танкере «Айон», пропировавшись в порту Циндао (Китай), отправился в сторону дома.


Из посещения города запомнилось, как на подходе помполит, под роспись, проводил  наставления:
- Нельзя называть Китай Китаем, только Китайская Народная Республика (Chinese People’s Republic).
- Нельзя называть китайца китайцем, только китайский товарищ  (Chinese friend),  и еще много чего «нельзя», включая:
- Нельзя говорить, сколько стоит в СССР велосипед.

Циндао. Потоки велосипедистов и портреты настоящих коммунистов.


  Ну, а в город ездили на экскурсионном автобусе группой человек 20 во главе с помполитом. По городу покатались, посетили зоопарк (очень большой), магазины местные и магазин для моряков.

Магазинчик Циндао (Qingdao).


  В зоопарке экскурсовод показывает нам клетку с тиграми со словами : «Тигр Северо-Востока Китая». На что мы дружно его поправляем: «Это же Уссурийский тигр». - « Нет, тигр Северо-Востока Китая».  Так все и остались при своих мнениях.
Еще порадовала 30% скидка в магазине для моряков на товары китайского производства, при предъявлении на кассе паспорта моряка.
Предупредили сразу - валюту вывозить нельзя (бумажные деньги), тратить в «ноль». Покупали, покупали, уже и брать нечего, а деньги все равно остаются. «В ноль» пришлось выбирать спиртным.  Очень приятное при употреблении (как позже выяснилось) вино Сhегту Wine. крепостью 20°  в бутылках по 0.7 л,
  У меня получилось 10 бутылок, (таких как я человек 6-7 набралось),а кто бутылку-две взял.
Утомились за полгода, а до Владивостока 5 суток хода, помполит Захаров Ю.В. первоначально  значения этому не придал, т.к. и сам пару бутылочек в сетке тащил.
Но на третий день после отхода,  когда у токаря случился жестокий алкогольный токсикоз, по каютам главной палубы пошла комиссия, изымать спиртное. Но «было уже рано», как говаривал один из матросов.
  По выходу из Циндао нам выпал попутный рейс «к воякам»,  из Владивостока в Стрелок, затем во Владимир, и только потом домой, в Находку.
Во Владике загружались на мысе Голдобина.  Человек 8-10, свободных от вахт и работ, успели в «Волну» на Морвокзал  смотаться,  на варьете полюбоваться, да прибытие отметить как положено. А на следующий день отправились мы в залив Стрелок.

Залив Стрелок,бухта Абрек. Вот у этого пирса мы стояли, в торце.


  Пришвартовались к пирсу кормой, вокруг нас «цвет» КТОФ стоит. Слева крейсера «Адмирал Сенявин»,  «Адмирал Фокин», справа БПК  «Клим Ворошилов».


  Во время вахты к нашему боцману Лосеву Г.В. пришел в гости боцман с «Фокина».
Посидели у Викторыча в каюте, «познакомились поближе», и отправил меня боцман в командировку на «Фокин», сам у трапа с повязкой остался.
Идем со старшим мичманом по пирсу, общаемся.  Как увидели его на «Фокине» - враз ни одной живой души нигде ни стало, только вахтенный у трапа (тому деваться некуда).
Говорит: « Смотри. Коля, как уважают.  Приходи ко мне, я из тебя за три года тоже человека сделаю».  Отвечаю : «Спасибо, я уж лучше в танкерном флоте, там не менее интересно».
  Остался я у трапа. Минут через 10 двое «боцманенков» выносят бачок шаровой краски (кто в теме - тот поймет),  боцман фляжку спиртяги - презент Викторычу, и пошли мы на «Айон».  Обменяли служивые бачок краски на бачок ТС и отбыли.
За все время работы в ПМП ни разу не слышал фразы  - авиационный керосин.
Всегда -ТС - топливо самолетное,  груз 1 категории.
На т/к «Анива» мы его в Охотск и Магадан вертолетчикам таскали. Любой уважающий себя боцман ( а других я не помню), затаривал этим ТээСом все, что можно. Лучшего растворителя для масляных красок не придумано. А растворители на флоте в больших количествах используются. Вот боцман с «Адмирала Фокина» завидев танкер и отправился к коллеге разжиться ТээСкой.
Октябрь на «дворе», утром явный заморозок придавливает. Я заступив в 4.00 принял по вахте не только повязку вахтенного матроса, но и тепленький ватник. Закутался в него и до 6.00 подмерзал потихонечку у трапа, как-то после тропиков  «не в жилу» такая погодка.
В 6.00 на кораблях сыграли побудку.

На «Адмирале Сенявине» на шкафут прошел оркестр в бушлатах, высыпали матросики в тельняшках, рассредоточились, и как оркестр врезал «Яблочко», да в быстром темпе..... Такой зажигательной физзарядки мне ни до, ни после не приходилось видеть !!!


Как большой почитатель духовой музыки, (ну и для сугрева), я просто не смог устоять на месте! Но как я ни ускорялся, не поспевал делать «сенявинский» комплекс упражнений в темпе «Яблочко».

 


  Основная часть нашего экипажа к обеду поехала «на природу», с шашлыками, и прочими делами. Я, имевший недавний грех по этим самым «прочим делам» (в Цындао), правил службу -  две вахты подряд.
К вечерней моей вахте, мы выгрузили что положено, и направились в залив Владимир, выгружать остатки. Из Стрелка «выползали» потихоньку, то «единицу» надо пропустить в надводном положении, то другую, то еще кто со службы в залив заходит. То якоря помочим, то задним отработаем... Наконец выбрались.
К 20.00 стемнело, мы со старпомом сдали вахту и на ужин. Только зашел в курилку после ужина – «наехали» на стиральную доску - такая вибрация по судну пошла. Тут же меня на мостик старпом по громкой вызывает.  Как говорят в таких случаях - «шнуром по трапу» и я на руле.
  Третий помощник Мельников, и вахтенный матрос Яковлев после дневной «природы» и шашлыков довольно «усталые» на вахту заступили.
Идет буксир, на «елочке» горят огни : « У меня за кормой буксир, длина буксира более 200 м  и т.д., и т.п.». Т.е. огнями обозначено, что буксирует две баржи. Ходовые огни горят на одной, ближней к буксиру. Мельников видит только огни, которые явно «менее 200 м». Непонятно, почему он не вызвал на мост кого положено в таких случаях, не «заглянул» в РЛС «Лоция», которая с разрешением 4 мили «прочитала» 6ы ему третье плавсредство…  Подвернули руль право 3° и дальше «едут». И «наехали» на ту самую « стиральную доску».
 Плашкоут на Аскольде на мели сидел неделю, пришел буксир с баржей, перегрузили, сдернули с мели, «за ноздрю» и домой пошлепали. На буксире ходовые огни все, что положено горят, на первом буксируемом тоже. А на «нашем» плашкоуте погасили все огни и спать завалились. И «рубанули» мы их по иллюминатору раздевалки. «Дырка» 1,3 м шириной, 1,7 м высотой. Если бы они в грузу были- то отправились бы крабов кормить.
Буксир - стальной трос с кулак толщиной -  как ниточку разорвало. А у нас только краску на форштевне (который я так старательно красил с подвески в Южно-Китайском море) ободрало.
  Пока выловили баржу, замеры, схемы и т. д. -  часа через три только расстались. А что баржевики?  Бухие, как …..  баржевики, слов нет! Мы с ревизором замеры делаем, а они вывесили фонарь за борт, и давай сайру дергать.
Утром мы были уже в заливе Владимир, выгрузили остатки и следующим утром добрались до Находки, где сразу с подхода на рейд «приехала» комиссия 5 человек, с «большими погонами», в числе которых был и Белоножков Генрих Николаевич, любимый преподаватель Морпрактики из НМШ.  Благодаря которому я до сих пор довольно прилично помню и МСС (Международный свод сигналов) и МППСС-72 ( Международные правила предупреждения столкновения судов в море в редакции 1972 г.), хотя с морями расстался в 1980 году.
По результатам этого «ДТП» капитан Киришев Е.Н. и третий помощник Мельников получили по «дырке» а талон предупреждений.
Пьяный за рулем - преступник, это актуально не только на дорогах!

1978 год. Таким я списался с "Айона", впереди был "Амурск" !


 

отлично  написано!

Аватар пользователя Емельянов Виктор

Жалко - мало написано. Спасибо.